17 октября 2016 г.

СП "Свяжем свитер". Начало. 1 этап

Ну что? Все готовы? Пряжа-спицы куплены? Поехали!
Вязание
Но сначала уточню, что будет здесь написано - это не истина в последней инстанции. На просторах интернета и в бумажной литературе масса информации по вязанию реглана и не только. Описываю то, как делаю это я, как научила меня мама. Я не профессиональная вязальщица, делаю это только для себя.

Честно говоря, хотела сделать разными постами расчет петель и начало вязания, но потом передумала. Как-то одно без другого не вяжется, и в прямом, и переносном смысле, хотя достаточно объемно. Далее ни в одном из этапов такого не будет.

Вязать будем свитер (жакет, кардиган) способом "сверху". Мерка одна - обхват шеи или головы, при вязании рукава - длинна рукава от проймы до кисти. Я буду показывать на примере свитера с застежкой спереди на молнии по всей длине. Возможно кто-то решиться сделать застежку только сверху, по типу "поло". Кто-то не сделает внизу резинку, и будет кардиганчик. По ходу разберемся) В качестве моего примера фото сына в белом свитере)
Вязание

Вязание


РАСЧЕТ ПЕТЕЛЬ
1. Я рассчитываю, что набор петель можете самостоятельно осуществить, но на всякий случай посмотрите видеоролик (кто умеет, тот смело может пропустить этот шаг). Этот видеоролик - первый попавшийся из интернета, их там масса.
Для начала набираем на спицы 20-30 петель и вяжем пробный образец лицевой гладью (нечетные ряды - лицевыми, четные - изнаночными петлями). Вяжите как можете - сначала одним номером спиц, потом другим, третьим и т.д, выбирая оптимальный. Не нужно останавливаться на тугом провязывании петель, а то выйдет не свитер, а кольчуга.
Я набрала 24 петли, сначала провязала несколько рядов спицами №4, потом №5. И поняла, что основное вязание осуществлю спицами №4, т.к. больше устроило то, как легла нить. Хотя по образцу особой разницы не видно, но №5 рыхлость ощущается. Верху образца шишка торчащая - это росток, о нем речь пойдет в самом конце.
Вязание
Расчет количества петель в 1 см. 
Измеряем длину образца и количество в нем петель. Для того, чтобы узнать сколько петель в 1 см, количество петель необходимо разделить на количество сантиметров. 
Я приложила измерительную ленту к образцу и выделила те 10 см, в которых буду считать петли.
В 10 см - 16 петель, т.е. 16 петель/10см = 1,6 петли в 1 см.
Вязание
2. Теперь сделаем одну мерку - Обхват Головы (ОГ) счастливого обладателя будущего изделия. Но остановлю внимание на одном моменте, что эта мерка необходима для изделия с высоким горлом, если оно не планируется, как вот в этом жакете, то нужен Обхват Шеи. 
Я буду вязать с высоким горлом, то измеряю ОГ. ОГ=54см
Чтобы узнать необходимое количество петель на изделие, необходимо мерку (ОГ в моем случае) умножить на количество петель в 1 см. 
У меня получается: 54см х 1,6 петли = 86,4 петли. Округляю, согласно законам математики, получается 86 петель. Запоминаем, лучше записываем.

3. А сейчас приступим к самому главному этапу: расчету.
Я знаю, что некоторые участники нашего СП будут вязать на совсем маленьких детишек, я дам этот расчет ниже, сначала стандартный на подростка и взрослого, хотя принцип один и тот же. Многие рассчитывают реглан как раз по тому способу, по которому я рассчитываю малышкам.
Расчет стандартный:
Надеюсь, что пространственное мышление у всех нас на самом высоком уровне, то показываю расчет на примере прямой линии. Прямая линия представляет собой весь свитер, т.е. это его развертка (помните черчение?): полочки, спинка и рукава. Между полочками и рукавами, спинкой и рукавами - регланные линии.
Вязание
ВСЕГО - это количество петель всего. Складывается из двух кромочных петель (крайние петли), петель спинки, петель переда (полочек), петель рукавов и четырех регланных линий. Почему четырех, потому, что регланные линии с обоих сторон каждого рукава.
ВСЕГО я определила выше, у меня оно составляет 86 петель.
Теперь вспоминаем алгебру и уравнения с одним неизвестным) Т.е. находим наш икс (Х)
Будем его подгонять до целого числа, он должен быть обязательно четным. Перед состоит из двух полочек, сумма их петель равна количеству петель Спинки.
Принимаем количество петель рукавов по 5 для каждого (по умолчанию).
Регланная линия состоит из двух петель (тоже по умолчанию). Причем она по обе стороны рукава, т.е. их четыре всего. 4х2=8 петель.
Теперь считаю. Записываю уравнение: 86=2+2Х+10+8
Т.е. 86-10(регланных) - 10 (рукава)=66 петель;
66 петель/2 = по 33 петли приходится на спинку и  перед. 
Это значит, что количество петель спинки принимаю 33, а полочек по 16 и 17 на каждую. Ни чего страшного, буду так вязать, одна петля в глаза не бросатся, ХОТЯ ВЫШЕ ПИСАЛА, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧЕТНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПЕТЕЛЬ НУЖНО. Мне это необходимо, чтобы резинка легла симметрично, с каждого края было по одной лицевой, которые пойдут потом до конца изделия и будут обрамлять молнию. Тогда в расчете нужно учесть такой момент: количество петель минус 2 кромочные должно быть кратно 4 (т.к. у меня планируется резинка 2х2). 86-2=84, 84/4=21 без остатка. То, что надо. А если вязать резинкой 1х1, то количество петель должно быть нечетным и начинать вязание нужно после кромочной с 1 лицевой, это ГОРАЗДО проще.
Оставляю 86 петель. У многих из вас это число не будет равно первоначальному. будет разница в несколько петель или не будет, как у меня.

Расчет для ребенка. Хотя можно и взрослому так посчитать, только рукав будет немного свободнее.
Начало такое же, как и для стандартного расчета.
ВСЕГО - это количество петель всего. Складывается также из двух кромочных петель (крайние петли), петель спинки, петель переда (полочек), петель рукавов и четырех регланных линий.
Покажу на своем примере: 
ВСЕГО я определила выше, у меня оно составляет 86 петель.
Перед состоит из двух полочек, сумма их петель равна количеству петель Спинки, а также сумме петель рукавов. 
Спинка=2Полочки=2Рукава (иными словами, С=2П=2Р).
Регланная линия состоит из двух петель (по умолчанию). Она по обе стороны рукава, т.е. их четыре всего. 4х2=8 петель.
Теперь считаю. Т.е. 86-10(8 регланных и 2 кромочные)=76 петель; 
76/3 (С=2П=2Р) =25,3 петли.
На спинку оставляем 25 петель. 
На полочки приходится также 25 петель, т.к. 25 без остатка не делится на 2, то принимаем количество петель на одну больше и равное 26, т.е. на полочки возьмем по 13, также и на рукава. 
Из вышесказанного получится общее количество петель: 25(спинка)+26(2 полочки)+26(2 рукава)+10 (8 регланных и 2 кромочные)=87 петель. 
ВСЕГО 87 петель.
И все) Далее все стандартно.

ВЯЗАНИЕ
Выполнен расчет петель, приступим к вязанию. Вязание будем осуществлять сверху, т.е. в начале вяжем горло, потом полочки, спинку и рукава одновременно, потом полочки и спинку одновременно, а заканчивать будем рукавами. 
Набор петель будем осуществлять с помощью вспомогательной нити - это позволит сделать край эластичным и, в тоже время, он не растянется в процессе носки, а также будет выглядеть эстетичнее и "как заводской".
Контрастной нитью на спицы на размер меньше набираем ПОЛОВИНУ (!!!) требуемых петель. 
Я набираю 43 петли спицами №3, т.к. основные у меня №4. Контрастную нить обрезаем, оставляем хвостик 20см, больше она нам не понадобится. Вяжем далее рабочей нитью, т.е. той из которой и планировали вязать.
Вязание

В готовом изделии контрастную нить необходимо распустить.

Для того, чтобы края изделия были красивые и имели вот такую косичку, то обязательно, кромочную первую снимать, как изнаночную, а кромочную вторую, последнюю, провязывать изнаночной:
Вязание
Вязание

Вязание

Что касается накидов, то их выполняем "от себя":
Вязание

Приступаем: 1 ряд: снимаем кромочную петлю, *1 лицевая, накид* до конца ряда, провязываем кромочную изнаночной петлей.
2 ряд: кромочная, *провязать накид лицевой  петлей, снимаем 1 петлю, как изнаночную, не провязывая, нить перед работой* до конца ряда, кромочная.
3 ряд и 4 ряд: кромочная, *1 лицевая, снимаем 1 петлю, как изнаночную, не провязывая, нить перед работой* до конца ряда, кромочная.
В 5 ряду начинаем провязывать все  петли, т.е. чередуем 1 лицевую и изнаночную (не забываем про кромочные!). В этом случае получится резинка 1х1. Кого устраивает резинка 1х1, пусть продолжает вязать до необходимой длинны горло.
Я решила, что мне нужна резинка 2х2. Из резинки 1х1 при помощи волшебства получу резинку 2х2:
5 ряд для меня будет таким: кромочная, 1 лицевая (о которой я говорила выше, она и будет идти до конца изделия), *1 изнаночная, лицевую снимаю на дополнительную спицу перед работой, 1 изнаночная, провязываю лицевой петлю с дополнительной спицы, лицевая* до конца ряда.
6 ряд: кромочная, 1 изнаночная, *2 лицевых, 2 изнаночных* до конца ряда.
Вот и получилась у меня резинка 2х2.
Вяжем горло необходимой длинны. Моему сыну необходимо высокое горло, я провязала 11,5см резинкой 2х2. Кто не будет вязать горла, то достаточно 2-4 см резинки.
Меняем спицы на основные, т.е. нужного размера. Далее вяжем 2 ряда лицевой гладью (лицевые ряды - лицевыми, изнаночные - изнаночными петлями). Я для этого поменяла спицы с №3 на №4.
Вязание


ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К СЛЕДУЮЩЕМУ ЭТАПУ,
ПРОЧТИТЕ ДО КОНЦА ЭТОТ ПОСТ
Теперь необходимо распределить петли, как  получилось в расчете.
У меня так: кромочная, 17 петель полочки, 1 накид, 2 лицевых, 1 накид, 5 петель рукава, 1 накид, 2 лицевых петли, 1 накид, 33 петли спинки, 1 накид, 2 лицевых, 1 накид, 5  петель рукава, 1 накид, 2 лицевых, 1 накид, 16 петель полочки, кромочная.
Вязание
Следующий ряд вяжем по рисунку. Накиды можно провязывать двумя способами: за заднюю стенку и за переднюю. Я вяжу за переднюю, т.к. мне нравится, когда в изделии по обеим сторонам от регланной линии образовываются дырочки, да и сбиться тут нельзя, в каком месте делать накид. Кому такой момент не нравится (как моей маме), то провязываем накид за заднюю стенку, дырочек не будет.
Вязание

Вязание
Петли рукавов, спинки и полочек так и назвала, не указав какими провязывать. Если кто не хочет заморачиваться с рисунком, то пусть вяжет их только лицевыми в лицевых рядах и изнаночными в изнаночных.
Я буду вязать простейший узор - "двойной жемчужный", которым вязала Жакетик, отлично смотрится и не сложен в исполнении. В таком узоре чередуются две лицевые и две изнаночные петли. В изнаночных рядах - по рисунку, в третьем ряду рапорта, там где были 2 лицевые вяжем 2 изнаночные, на месте изнаночных - лицевые. Чередуем. Вот так:
- первый ряд — чередуем 2 лицевые и 2 изнаночные;
- второй ряд и все четные — вяжем по рисунку узора;
- третий ряд — чередуем 2 изнаночные и 2 лицевые;
- пятый ряд — повторяем узор с первого ряда.

При вязании узором, когда в изнаночных рядах необходимо провязывать накиды, то нужно учитывать какой петлей их провязать, чтобы не сбиться с узора.

В каждом лицевом ряду делаем прибавления по обе стороны от регланной линии в виде накида. Так продолжаем вязать нужной длины до проймы, примеряя изделие на счастливого обладателя.
Вязание

Вязание


Вязание

РОСТОК
Можно так дальше продолжать вязать, но чтобы изделие уж совсем идеально село по фигуре, то необходимо вывязать РОСТОК

Росток -  это разница между высотой от проймы до плеча по спине и по переду. Если связать одинаково перед и спинку, то перед будет тянуть назад, что неудобно при носке. Ведь шея у нас не идеально из середины туловища растет, а чуть отклонена вперед, вот эти 3-8см и нужно вывязать на спинке, при чем высота плеча по окату рукава- одинаковая. А вот к шее эта разница вывязывается укороченными рядами.


Вязание
Данная схема произвольна, взята из интернета
Вязание
Детям до трех лет росток обычно не вывязывают или 1-1,5см;
Подросткам - 3см;
От 42 размера - 5см;
От 50 размера - 7см;
Для сутулых длиннее росток.

Вязать его не сложно.
Определим по образцу, сколько по рядов петель в 1см, у меня 2,5ряда.
Росток для подростка составляет 3см, 3см х 2,5=7,5рядов, т.е 7-8 рядов с прибавками петель.
Вязание
Считаем сколько петель нужно прибавить в каждом ряду.
Петли переда делят на 6-9 частей (от одной до трёх петель в каждой части), оставляя в центре горловины ровную горизонтальную часть, примерно 4 см. Т.к. вяжем изделие с застежкой по середине, то эти 4 см распределяем на обе полочки, то по 2см на каждую. 
В моем примере: 16 петель - (2см х1,6 (в 1 см 1,6 петли, расчет в самом начале)=3 петли) 16 - 3=13 петель -  распределяю петли на 7 или 8 частей, согласно расчету на абзац выше  – 1,1,2,2,2,2,3.

Вот пришли к тому, о чем просила не спешить. Распределяем петли и вяжем изделие укороченными рядами. Начинаем: провязываем левую часть переда, левый рукав, спинку, правый рукав и одну петлю от петель правой полочки (у меня так: кромочная, 17 петель полочки, 1 накид, 2 лицевых, 1 накид, 5 петель рукава, 1 накид, 2 лицевых петли, 1 накид, 33 петли спинки, 1 накид, 2 лицевых, 1 накид, 5  петель рукава, 1 накид, 2 лицевых, 1 накид, 1 петля полочки), работу поворачиваем, и провязываем изнаночный ряд (правый рукав, спинку, левый рукав и одну петлю от левой полочки (у меня так: 1 петлю полочки, провязываю 1 накид по рисунку, 2 лицевых, провязываю 1 накид по рисунку, 5 петель рукава, провязываю 1 накид по рисунку, 2 лицевых петли, провязываю 1 накид по рисунку, 33 петли спинки, провязываю 1 накид по рисунку, 2 лицевых, провязываю 1 накид по рисунку, 5  петель рукава, провязываю 1 накид по рисунку, 2 лицевых, провязываю 1 накид по рисунку, 1 петля полочки), переворачиваю работу. Таким образом вяжем до конца присоединяя ещё одну, потом 4 раза по 2 петли и в конце 3 петли с каждой стороны. 
Но чтобы «переходы» были менее видны я вяжу так: каждый раз поворачивая работу, делаю 1 накид в начале ряда, который потом провязываю вместе со следующей петлей по узору.

Постепенно введя в работу все петли далее вяжем обычными рядами, продолжая прибавлять петли у регланных линий.


Данный рисунок схематичен, цифры произвольные. Незакольцованными овалами показываю, как вывязывается росток: 
Вязание
Кто не планирует вывязывать росток, пусть пропустит его описание. Я вязала и взрослым без ростка, если изделие с застежкой - молнией, то не видно ни чего, не тянет особо. А если свитер, то росток вывязать необходимо.

Надеюсь, донесла все понятно) 
Если остались вопросы, то со мною можно связываться, по-прежнему, в комментариях к этому посту либо через форму для обращений на левой панельке, а также через ВК, в котором я постоянно на связи, т.к. программка на телефоне установлена, а компьютер включаю только вечером, а оповещения о том, что кто-то оставил комментарий к посту могут и вообще не приходить. 

Ах да, чуть не забыла. Через неделю после текущего поста и за неделю до следующего этапа, будем показывать то, что навязали в текущем, т.е. первая контрольная точка - 24 октября, вторая - 31 октября.

Всем удачи!
Вязание

16 комментариев:

  1. Лена, какой красивый цвет свитера! Пост не осилила еще, это только вечером - когда дите будет спать.Но настрой боевой!

    ОтветитьУдалить
  2. Лена, все понятно! Если кое-какие непонятки еще остались, то в процессе работы наверняка всё прояснится. Или, по крайней мере, будет понятно, о чем спрашивать. И с ростком все поняла. Сейчас начну делать расчеты и вязать. 24-го отчитаюсь.

    ОтветитьУдалить
  3. АААА, Лена, я уже запуталась! Вопрос: моему ребенку почти 7 лет, ему вязать как для подростка? Почему набирать половину петель контрастной нитью, а не все петли? Почему контрастную отрезать в конце вязки, ведь петли распустяться?! Или я чего-то не понимаю? Пойду еще почитаю разок, может дойдет. И этот росток меня тоже ввел в ступор. Для 7 лет ребенку тоже его надо вязать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, не надо таких возгласов))) отвечаю:
      1. Вообще многие вяжут и для детей, и для взрослых только по тому расчету, который я дала для малышек. Но я делаю так, как написала. Т.к. во втором расчете много петель на рукава выходит, они будут просторными. Если человек полный или ребятонок, то это самый раз, или, любит, к примеру, широкие рукава. Они, конечно , не летучая мышь будут, но посвободнее на несколько сантиметров.
      2. Половину петель контрастной нитью набираем потому,что в следующем ряду за счет накидов набирется нужное, расчетное количество, т.е. это вот такой своеобразный набор, вроде, его еще итальянским называют. Край за счет него получится элестичным. Попробуй на образце и поймешь. Не нравится - набирай, как привыкла.
      3. Контрастную нить можно распустить и через несколько сантиметров, не принципиально, в первый раз я сделала через 3-4 см, убедилась, что петли не распускаются.
      4. В первые разы я росток не вывязывала. попробуй без него. Ни чего страшного. В этом посте первые две фотографии моих работ связаны без ростка.

      Удалить
    2. Лена, хочется, чтобы как правильно, поэтому попытаюсь росток осилить ))) В общем, сегодня вечером соберусь с мыслями, если что, буду задавать уйму вопросов )))

      Удалить
    3. Ирина, его не сложно вязать. Грубо: у нас 20 петель. По бокам оставляем по 5, а в серединке 10. начинаем вязать: провязываем первые 5, потом 10 и одну из следующей пятерки, т.е остаются 4. Переворачиваем, делаем накид и провязываем 1 +10+1, переворачиваем, накид, 13 петель, , переворачиваем, накид, 14 петель и т.д прибавляем с каждой стороны. И так, пока все петли не добавим. Только у нас не забываем прибавлять петли по регланным линиям.

      Удалить
    4. Никид провязываем всегда вместе с петлей, следующей за ним, так перехрды менне заметны. Кто-то и без накидов обходится, только петли присоединяют. Если две нужно прибавить,то одну провязываем с накидом, вторую одну, переворачиваем, накид и дальше.

      Удалить
    5. Лена, помоги, плиз, с расчетами. У меня на 10 см приходится 22 петли. ОШеи 32 см, значит в набор идет 70 Пет.дальше у меня ступор. Если Вяжем для детей, то у меня выходит 70-2-8:3=20 Пет. Значит 20 Пет спинка, по 10 Пет две полочки,по 10 Пет рукава, 2 кромочные и 8 реглан? Так?

      Удалить
    6. Ирина, все верно. И у меня так получилось. Но я бы расчет, как на взрослого взяла. Сынок у тебя худенький. на рукава взяла бы по 5 пет,
      значит 70-2-8-10=50, 50/2=25петель. 25 петель спинка, по 5 на рукава, и по 13 на полочки (13+13=26), т.е 25+10+26+8+2=71 петля.
      Убавила я бы немножко рукава.
      А в общем, все верно!

      Удалить
  4. С контрастной нитью не поняла ) Лена, когда распустишь контрастную остальное тоже начнет распускаться. Или оно как-то особенно вяжется. И с кромочной тоже не поняла. Первую кромочную все время снимать не провязывая? А тогда край не начнет в дугу заворачиваться? Он же не растет? Я наверное глупые вопросы задаю ) но пока не понимаю этих моментов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, как начнешь вязать, все встанет на свои места, без спиц тяжело) При распускании контрастной нить край изделия не распустится, не переживай. Попробуй на образце. Если сомневаешься, то набирай петли, как умеешь.

      Удалить
    2. Да, первая кромочная НИКОГДА не провязывается, ни в одном изделие, это табу. Ее необходимо снимать, как изнаночную. Край ляжет, как надо, а если провязать, то фалдить будет. Ни в коем случае не провязывай!!! Провязываем только последнюю и только изнаночной ВСЕГДА! Это неписанные правила вязания)

      Удалить
  5. Как быстро время идет. Я чуть позже присоединюсь - пока полный цейтнот. думаю с субботы начну(мужа на вахту провожу), но так, как я вяжу мне кажется неплохо, то постараюсь догнать

    ОтветитьУдалить